Великие сказочники мира

Добро пожаловать на сайт, объединяющий разные поколения сказочников. Только у нас вы найдёте захватывающие дух биографии сказочников прошлого, а также сказки, сочинённые современными авторами.

Написать сказку
slider image slider image slider image slider image slider image

Необычная медведица

Необычная медведица

Необычная медведица

  • Автор Гюзель
  • Дата публикации 25 ноября 2015
  • Понравилось 370 читателям
  • Прочитало 1191 читателей

Урал - это обширная горная область, которая разделяет нашу страну на Европу и Азию.В горах берут свое начало реки и красивые водопады. На Урале есть республика под красивым названием Башкортостан. В одном из живописнейших мест Башкортостана находится и Учалинский район. Именно в этом районе, недалеко от деревни Ново-Байрамгулово, расположен мост, разделяющий это обширную горную область на Европу и Азию. Когда едешь из Уфы, то в начале моста стоит столб с крупной надписью "Европа", а на противоположной стороне – "Азия".

Здесь расположены самые красивые вершины Уральских гор, одна из которых - гора Иремель.

Более 30 тысяч рек и речушек находятся. У ее подножья начинает свое течение главная река Башкортостана – Агидель и Урал. На территории двадцать девять живописных озер.

Люди здесь на здоровье редко жалуются. Ну, а если кто и заболел, то лечится быстрей, потому что кристально чистые воздух и вода очищают организм, помогают восстановить здоровье, организм очищается и надолго заряжается энергией. Как мама писала, «аптека прямо под ногами» - это верно. В городе трава перемешана с цветами, просто не обращаешь внимание на это, потому что рядом – лес, там всего полно!

Про Уральские горы писал дедушка Бажов в своих сказках "Малахитовая шкатулка" и "Хозяйка медной горы".

Это было на Урале, в живописнейшей республике Башкортостан.

В одной из деревень рос юноша по имени Ильдус. Деревня его располагалась в хвойном лесу, где всегда чистый воздух, под ногами целая аптека лечебных трав. В этой деревне все здоровы. Ему было шестнадцать лет, но в свои годы он умел делать все наравне с отцом. Умел работать как все деревенские мужчины. Дрова рубить, за водой с бидоном сходить, лошадей запрячь и на сенокос ездить, помогал он и избы строить, на охоту ходить разрешали. Хорошим рос помощником, настоящий батыр (=богатырь)!

В семье его жили шестеро человек. Отец-пастух, мать, которая не работала, она растила детей. Ведь у Ильдуса еще сестренка и братишка. Жила с ними и старенькая бабушка, а сколько ей было, никто точно не знал, где-то около девяноста лет. Она сама говорила так: "Родили меня во время сенокоса".

Зимой отец с сыновьями готовили дрова для дома, для бани. Снегу было столько, что поутру дом утопал в сугробе, окна наполовину закрыты снегом, а дверь открыть было нелегко. Часами они разгребали снег и расчищали дорожки от дома до сараев, до ворот, проделывали тропинку к общей дороге, чтобы можно было ходить с бидоном за водой в колодец, который находился на конце их улицы. Ильдус всегда брал с собой братишку. Воспитывал сызмальства к труду, как когда-то водил его отец. А сестренка дома помогала маме.

Летом отец отводил деревенский скот на пастбище, а вечером приводил обратно. Иногда с ним ходили и его сыновья. Тогда мальчики в лесу заготавливали на зиму веники для бани. А когда мальчики были дома, тогда они выполняли всю мужскую работу: носили дрова в дом, ходили за водой, что-нибудь мастерили, ухаживали за домашним скотом и птицами, работали в огороде и в саду, помогали маме по хозяйству.

Когда мама была занята, то с внучкой занималась бабушка. Они вместе вязали, вышивали, что-нибудь, шили, штопали. А вечерами бабушкая рассказывала им истории из своей жизни или сказки, напевала старинные песни.

Часто дети с бабушкой и мамой ходили в лес. Леса там хвойные, темные, а иногда встречались чащи лиственных деревьев, там всегда было светло и от этого не страшно. Лес очень богат грибами. Каких там только нет! Важные грузди, царственные белые грибы, скользкие маслята, дружные опята, похожие между собой подберёзовики и подосиновики. Иногда встречались огненные лисички и круглые волнушки, плотные свинухи и хрупкие сыроежки

А сколько там разных ягод?! Ими полон лес: сочная земляника, прозрачная красная костяника, крупная клубника, тяжелая от сока малина опускает свои ветки к земле, полезные шиповник, черника и брусника. Каждое лето они заготавливали джем, варенья, пастилу, замораживали ягоды. Из брусники делали не только варенья, но и замачивали ее или заливали топленым маслом. Также они собирали листья тех же ягод для целебной заварки.

А холодными вечерами под веселый треск дров в печи, ели вкусные пироги и пили ароматный чай за самоваром. Чай любила заваривать бабушка, у нее он казался вкусней. Ведь он получался вкусным, потому что заготавливался из разных растений: душицы, чабреца, листьев костяники, брусники, земляники, малины, дикой вишни, смородины, зверобоя, иван-чая и других полезных трав. Этому их тоже учила бабушка.

Мирно и спокойно проходили дни. И как-то раз, в деревне прошелся слух, что в лесу обитает огромного роста медведица, не похожая на остальных. Поговаривали, что она бешеная. Многие хотели ее убить. Но так никто и не решался увидеть странного зверя. Кто из-за суеверия, кто из-за страха, кто-то из-за жалости. Но запираться стали все, даже днем и перестали ходить друг к другу в гости.

Но эта медведица ни разу не появилась у них в деревне, а другие нередко делали нападки на людей. Вот и думали люди, что все звери опасные, значит, этот тоже. Бешеный! Никто не осмеливался пойти в лес, чтобы взглянуть на нее издалека, хотя хотели посмотреть, ведь она – необычная и большая.

Ильдус рос любознательным юношей, храбрым и здоровым. Он занимал призовые места на сабантуях (народный татарский и башкирский праздник окончания весенних полевых работ), состязаниях по народной борьбе - куре́ш (борьба на полотенцах, закидываемых на пояс противника и является важным элементом национальных праздников).

Сначала он выслушивал всякие байки про медведей, но они его не удивляли, хотя слушать было всегда занятно. У всех в деревне дома и в бане на полу лежали медвежьи шкуры вместо ковров. Старики стелили себе на матрас, кости греть. В этой деревне никого не удивишь. Даже на телегу стелили для мягкости и тепла.

Но один охотник все-таки решился сходить на охоту, слышал ее рёв. Был опытным охотником. Ильдус узнал про охоту и попросил разрешения у родителей, чтобы его отпустили на охоту.

Назавтра мама положила сыну еды в походный рюкзак, положила побольше мяса, его любимый казылык (казы) – вид домашней колбасы из конины, хлеба, кренделей. Взял с собой кумыс – любимый национальный напиток мусульман. Положил маленький железный чайник, заварка – под ногами, собери и завари. Ручейки здесь часто встречаются. Они с детства знают все места в родном лесу.

Он не стал брать ружье, потому что отец не был охотником. Но нож взял. Вдруг пригодится. Ему просто очень хотелось увидеть настоящего медведя.

Бабушка и мама с детьми пожелали им удачной охоты и стояли до тех пор, пока те не скрылись из виду. Ильдус несколько раз оборачивался и радостно махал им, ему было приятно: он чувствовал себя взрослым мужчиной.

Недолго они шли до места, где обычно обитают медведи. Они шли по правилу лесной безопасности: идти недалеко друг от друга, постоянно оглядываться, прислушиваться, "разговаривать" с помощью жестов, ходить тихо, чтобы не обнаруживаться себя.

По пути ели ягоды, пили родниковую воду. К обеду Ильдус, после сытной еды, привык отдыхать на траве или поспать. Особенно на сенокосе.

Лежать на траве он любил больше всего. Это было его любимое занятие в лесу после работы или во время обеда. Лежишь себе, смотришь в небо, а там облака причудливые плывут. Как душе приятно слушать звуки леса! Одно удовольствие: вороны каркают – перекличку делают, иногда ухает сова, жутковатый звук, будто в сказке находишься, в темном лесу. Это звуки сверху. А рядом другая жизнь кипит, "подтравная". Мураши бегают, суетятся, падают, беспокоятся, а кузнечики – лесные зеленые «лошадки» -беззаботно прыгают, бабочки-красавицы безмятежно порхают, веселые божьи коровки нечаянно упадут на лицо и теряются – влететь сразу или побродить по незнакомой теплой «полянке». А Ильдус не шевелится, ему щекотно и смешно наблюдать. На деревьях красуются великолепные ажурные полотна мастеров-пауков. Лежишь и смотришь под траву, а трава кажется деревьями для них, деревья же просто ужас какие великаны! С высоты лежащего человека даже людям кажутся величественными.

Смотрит на великаны-сосны, а они такие стройные, стволы длиннющие. Даже во время легкого дуновения ветерка они качаются так, что создается впечатление, будто они тоже разговаривают между собой. Если же ветерок зарезвится, заиграется в ветвях, то так раскачает верхушки мохнатых сосен, что иногда они даже задевают друг друга, словно хлопаю друг дружке в ладоши, здороваются так.

Ильдус воображал, что среди деревьев он тоже как эти букашки-таракашки, большой жучок. Ему дышалось легко, целебный воздух усыплял его. Так бывало на привале.

Обедали молча. Практически все делалось молча. Они прислушались к лесу, посмотрели друг на друга, от души поели домашней еды, приготовленной специально для них. Приятное чувство для всех: дома тебя любят и ждут. Поев, они вырыли небольшую ямку толстым валявшимся суком. Положили туда оставшийся мусор: газету, кости, потом все и закопали. Правило поведения в лесу уважающего себя и лес человека – не оставлять за собой мусор! Иногда времени бывало поджимало, тогда мусор складывали в пакетик и забирали обратно домой. Место мало занимает, и в лесу чисто. Ведь от консервных банок могут пораниться звери, отравиться насекомые, птички, не привыкшие к нашей еде.

Потихоньку встали и пошли дальше. Вдруг они услышали звук, которые доносился за поляной, недалеко от зарослей малины. Туда-то деревенской люд и ходит за урожаем, да и вишня дикая рядом. Послышалось какое-то урчание. Это не было мычание заблудившейся коровы. Это было незлобное переливание звуков. Ильдус и охотник оба подняли брови, переглянулись. Они смело пошли вперед.

Когда они вплотную подошли к малиннику, и тут увидели такую картину. На самом центре огромного малинника стояла медведица и с таким удовольствием ела малину, что звуки сами по себе вырывались наружу, как у ребенка, который чмокает от удовольствия… Охотники переглянулись и улыбнулись. Медведица совершенно не думала об опасности. От нее не веяло злом. Казалось, она была довольна, и мир был для нее добр.

Охотник и Ильдус переглянулись еще раз, и старший направил было ружье на медведицу. Но он никак не мог выстрелить, что-то не поднималась рука. Душа не желала убивать ЭТУ медведицу.

В это время медведица, словно почуяв неладное рядом, внезапно прекратила жевать и стала прислушиваться.

Охотники еще пуще удивились, такого они не ожидали:

- Эй, - шепотом обратился к младшему товарищу охотник, словно обращаясь к медведице.

- Ууу? – резко издала мягкий голос в ответ медведица. Внутри кустов зашевелилось.

Когда охотники непроизвольно поднялись посмотреть туда, откуда был издан странный вопросительный звук, то так и замерли от неожиданности: на них тоже удивленно смотрела медведица.

- Уф, аллакаем! (=Ой, боже мой!) – сказал Ильдус и хотел убежать.

- Ай-бай, - сказал опытный охотник, - так это же ручная медведица. Цирковая ведь! И как она сюда попала?!

Оба охотника попятились назад и побежали, чтобы не связываться с медведицей. За ними побежала медведица, она знала, что люди ей не причиняли вреда. Они жила среди людей, радовала их и не знала про других людей.

Они оглядывались и от страха увеличили скорость. Тогда медведица перешла на галоп. На двух лапах уже бежать было неудобно. Вот так гонка! Бег на длинные дистанции!

Охотники оборачивались и интуитивно чувствовали, что бежит за ними, как бегают котята, щенки, жеребята, телята, медвежата.

- Уф, давай рискнет, немного медленней побежим.

Расстояние между медведицей и мужчинами стало уменьшаться. Медведица почуяла, что люди перестали играть в догонялки, тоже замедлила бег. В конце концов игра была прервана – охотники встали на середине лесного поля и к ним уже не спеша двигалась уставшая медведица.

Недолгое время они сидели на приличном расстоянии друг от друга. Медведица решила первой попытаться познакомиться. Опустила голову, будто смущаясь, медленно, немного с опаской, стала приближаться к людям.

Люди протянули ладони, заранее приготовили хлеб. Они положили на землю. Медведица какое-то время не решалась подойти, но голод не тетка. И подошла, понюхала и съела.

Пора было возвращаться в деревню. Как быть? Медведица подумала, что нашла новых хозяев. И охотники поняли это. Медленно подошли к медведице. Она сразу же принялась облизывать друзей в лицо, махать лапами и урчать от счастья. Потом охотно побрела за ними.

В деревне она немного пожила в сарае, сначала сильно напугав скот, потом и скот привык. Потом ей уделили большую площадь, где раньше разгуливали их кони.

Так жила медведица до тех пор, не решили, что медведицу нужно вернуть в цирк.

Прощание было очень тяжелым и грустным. Вся деревня вышла проститься с добрым и милым животным.

Не слышно было уже радостного рева, когда хозяева приносили ей еды и воду, не прыгала и не вставала на две лапы на радость деревенской детворе и не танцевала на задних лапах, когда народ собирался. Привычка выступать даже здесь сохранилась. Настоящая артистка.

Пусто стало как-то во всей округе…